Форум любителей собак города Сумы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум любителей собак города Сумы » Дрессировка и спорт » Записки с семинаров


Записки с семинаров

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Алёна Сакада

Предлагаю вашему вниманию записки с семинара с Pierre Wahlström, который я посетила в августе 2007 года в Таллинне. Помимо практической части, очень подробно была освещена и теоретическую часть. Эта теория была записана на видео и затем любезно переведена с эстонского Аллой Петровой из Таллинна. Поэтому опубликую не свои заметки, а полный перевод видео.

Начался семинар с того, что Пьер сказал, что спортсмены зачастую не умеют подготовить собаку к соревновательной ситуации. В Швеции и Норвегии проходило несколько семинаров, посвященных только этой теме.

При поездке на крупные соревнования собака едет в машине пару дней, ночует в машине, перед стартом ее выпускают из машины, немного гуляют или укладывают в ожидании старта. В таком состоянии она находится иногда до 1 часа. Сталкивается с собакой, с которой ей выступать в паре. Если это сука, то у кобеля уже все внимание на нее. Приходится дать несколько команд. Подходите к судье. Вы его боитесь. Начинаете нервничать, где-то ошибаться, спотыкаться. Вот вам и не та работа, к которой вы привыкли. Каждая часть в ИПО (ФПГ) требует специальной подготовки перед стартом. Особенно в Германии, где на территории соревнований установлено множество палаток с хотдогами, жарящемся мясом. Вокруг 10000 зрителей. Поэтому необходима специальная подготовка, как Пьер это назвал, короткий ритуал. Перед следом он всегда делает 3-4 действия, направленные на то, чтобы собака уже знала, что теперь будет след.

Ритуал перед следом

Собака всегда видит, как он берет столбик для обозначения начала следа, предметы, корм и идет на глазах собаки прокладывть след. После выдержки следа он берет собаку за морду сверху и дает сначала обнюхать предмет или даже лизнуть его, затем берет кусок корма и бросает его на полметра. Собака включает нос и Пьер разрешает его съесть. На этом ритуал следа закончен.

Затем можно собаку положить хоть на несколько часов, она уже настроена на работу на след. Собака настолько фокусируется, что в Германии на обочине дороги стоит множество людей, жарятся гамбургеры, а собака направлена только на работу на следу. Очень важно, чтобы ритуальная подготовка не была стрессовой. На следу подготовка означает - подготовь свою деятельность на след. В послушании подготовка означает - будь быстрым и спокойным, в защите - слушайся, а то получишь. В защите проще. Собака даже на отдаленной стоянке слышит лай собак, удары хлыста и уже знает, что будет защита. Перед защитой так, чтобы не видел судья или люди вокруг, чтобы собака подчинялась командам, Пьер сажает её рядом, кладет на морду руку сверху и пальцем надавливает на десну секунд 15. Этим он говорит, что он босс и его надо слушать. Тоже самое он, когда чувствует, что на защите собака начинает выходить из-под контроля, при конвоировании незаметно кладет руку на морду и надавливает на десну.

Ритуалам Пьер обучает не в процессе обучения собаки, а когда уже собака все умеет делать в возрасте 2-х лет. Эти ритуалы она выучит очень быстро.

Вопрос: Когда Пьер начинает дрессировать свою собаку?

Ответ: Он начинает дрессировать собаку уже после года, но смотря что считать дрессировкой. Вся жизнь собаки рядом с хозяином - это дрессировка. Если он начинает обучать собаку следу, то он делает это в очень естественных условиях. Если касаться обучения хождению рядом, то он никогда не играет с мячом, а обучает этому, гуляя в лесу.

След

В положении в разделе след появилось изменение. После рапорта судье дрессировщик уже не имеет права укладывать или усаживать собаку, а должен сразу идти к начальной точке, где дает команду для работы по следу. В начале следа у собаки очень много информации, например столбик, обозначающий начало следа. Он сам по себе уже имеет сильный запах прокладчика следа. В начале прокладчик следа еще останавливается и оставляет более интенсивный запах. В начале надо дать собаке обнюхать флажок потому, что это тоже предмет.
Собака не обязана, но желательно, чтобы работала на провисшем поводке. Почти всегда, когда вы начинаете работать по следу, у вас появляется борьба на натянутом поводке. Появляется стресс. Вы хотите доминировать над собакой, но в тоже время хотите, чтобы она интенсивно прорабатывала след. Нужно научить собаку следить за знаками на следу……

Сначала он расставляет на следу знаки за день до работы. Корма не раскладывает. Проходит с собакой к каждому оставленному знаку и тормозит собаку для того, чтобы она с ним ознакомилась. Знаков где-то 4. Так около недели. Далее он меняет маршрут. Так она первоначально учится нюхать запах следа и замечать предметы на следу. Его собака так хорошо обучается искать эти знаки, что даже находит по запаху знаки, оставленные четыре дня назад. Это упражнение он делает с молодой собакой. Когда собака обучается уже различать, где проходит запах, только тогда он начинает оставлять лакомство на следу, чтобы премировать собаку за правильную работу…..

В начале он вообще не использует команды на следу. Он приводит собаку на начало следа и пускает работать по следу без команды самостоятельно. Очень большое значение для следовой работы имеет такое свойство как любопытство. Чтобы собака не нюхала след сразу от машины до начала следа, нужно собаке дать в рот мяч, тогда собака будет голову держать вверх.

Вопрос: Какая мотивация у собаки на следу, если на нем нет корма?

Ответ: Любопытство.

Есть еще способ обучения следу. В 5-6месяцев он обучает собаку поиску корма в вытоптанном квадрате 1мх1м. При попытке выйти из квадрата делает небольшое принуждение. На 8-9 раз из квадрата надо проложить прямой след с лакомством. Любопытство уведет собаку из квадрата на прямой след. Но он так не делает потому, что с лакомством такое свойство щенка как любопытство почти не работает. Чтобы собака хорошо работала по следу с лакомством нужно, чтобы она была голодная 2-3 дня. Тем методом, которым он работает, собака всегда работает очень интенсивно и старательно. Для развития любопытства он использует мячики….

На поверхности с низкой травой немного вкопаны в землю теннисные мячики по ходу следа. Собака, ведомая любопытством, дойдя до мячика, естественно начинает его откапывать. Это, естественно, дает собаке особенное удовольствие. Когда собака дошла до мяча и начала его откапывать, Пьер дает команду “Лежать”, чтобы она не начала с ним бегать. Он позволяет собаке лежа немного этот мяч пожевать. Затем дает команду “Дай” и забирает мяч. Далее, не давая никакой команды, он ждет момент, когда она носом начинает вынюхивать, куда этот след идет дальше, и позволяет двигаться дальше. Через 10-15 метров она находит следующий мяч. Пьер повторяет это несколько раз, до того предела, когда замечает, что его собака еще не становится сумасшедшей.Так он учит свою собаку работать на основе любопытства и развивает в ней охотничий инстинкт…..

Обученная так собака, лучше работает в 40 градусную жару и по твердому грунту. Собака обучается ходить по следу не для того, чтобы найти мячики, а потому, что собака получает от этой работы удовольствие от поощрения любопытства.

Далее о том, как сдержать этот темп движения по следу. Он кладет на след корм. Он никогда не кладет корм в каждый след или каждый второй. Первый кусок лакомства через 5-6 метров. Если он видит, что собака в поисках мяча проходит мимо лакомства 5-10 см, он возмущенным тоном говорит собаке “Что ты делаешь?”. Собака несколько прижимается и смотрит на него. Даже собаке, которая не хочет собирать лакомство на следу, он не позволяет двигаться дальше, пока она не съест этот кусок. Лакомство, естественно, должно быть вкусным для собаки. Через 2-3 м собака встречает следующий кусок. Все это время Пьер сохраняет стабильный темп, наказывая собаку за спешку, и не двигается дальше, пока собака не подберет следующий кусок. Так он обучает собаку правильному темпу.

Далее он закрепляет темп тем, что прокладывает след слаломом. В конце еда. Собака, пойдя по прямой, обязательно собьется со следа и получает наказание. Она становится более неуверенной и поэтому более внимательной. Пьер не использует ни электроошейник, ни строгий ошейник. Нужно самому собаку обучать. Строгий ошейник только вызывает стресс. Вы должны сами чувствовать, что делаете. За каждую ошибку он резко одергивает собаку и объясняет, что она сошла со следа или прошла мимо лакомства.

Далее он обучает прорабатывать углы. Угол - это нормально. Заяц тоже делает углы. Самый первый раз уже до угла за 10 метров никакого лакомства. Сам угол он протаптывает более тщательно. Собака первый раз проходит мимо угла. Чтобы знать, где точно поворачивает след, он предлагает обозначить чем-нибудь угол. Сам он это не использует, но советует начинающим. Где-то в пределе 40 см отклонения, он не дергает собаку, а тянет ее назад. Дает собаке снова потянуть вперед, снова тянет ее назад. Он ничего не говорит, ни одной команды. Собака задумывается “Что же происходит?” После трех раз собака становится неуверенной и начинает следить внимательнее. Если раскладывать корм на каждый отпечаток следа, собака объедается и ей становится скушно. Когда Пьер сам судит, ему очень нравится интенсивная внимательная работа на следу. Все собаки умеют ходить по следу. Мы должны научить собаку ходить по следу так, как нам это надо.

Вопрос: Как он прикапывает мячики на следу?

Ответ: С собой маленькая лопатка, выкапывает ямку, кладет в нее мячик и притаптывает грунт.

Вопрос: Использует ли Пьер мячи и корм одновременно?
Ответ: Нет. Он может использовать мячи и предметы, но здесь надо следить, чтобы собака не копала предметы.

Вопрос: Не станет ли собака реагировать на обозначение угла как на обозначение начала следа?
Ответ: Надо научить не реагировать. Надо менять условия прохождения следа, подручные средства.

На этом закончилась теоретическая часть семинара по следу.

Послушание

Началась теоретическая часть по послушанию с показа видеозаписи работы Пьера с собакой , с которой он выступал на ЧМ. Схема ИПО3. С его слов конечно на этой тренировке это не была отличная работа и даже далеко от совершенства. Собака молодая - только 3,5 года. С молодой собакой не достигнуть отличной работы потому, что собака развивается. Это берет время. Невозможно молодую собаку 100 процентов держать под контролем и сохранять на высоком уровне ее энергию и силу проявления инстинктов. Для всего требуется свое время. Послушание - это король в дрессировке. Труднее всего получить 100 очков в послушании. Следующее - защита и легче всего получить высший результат в следе. Именно в послушании видно лучше всего взаимоотношения между дрессировщиком и собакой и насколько хорошо дрессировщик управляет собакой. Здесь требуется одновременно очень много различных упражнений. Собака должна быстро выполнять упражнения и в тоже время находиться под контролем и подчиняться. Это очень сложно.

По сути любую собаку можно испортить. В идеале собака в бытовом послушании должна быть пассивной и в тоже время во время исполнения упражнений быть очень активной.
Пьер начинает работать с собакой после года и уже к 5-6 годам собака работает так, как это надо.

При обучении дрессировщиков собак он много уделяет внимания как поощрять собаку, как ее наказывать.

Вопрос: Почему много собак на соревнованиях вместо команды “сидеть” выполняют “стоять”?
Ответ: Большинство людей при ошибке собаки допустим на команде “сидеть” подходят к ней и ругаются. “Почему ты не сел, ты ведь должен сидеть?” Я так никогда не делаю. Если моя собака не села, я поворачиваюсь к ней и повторяю команду “сидеть” и, когда она села, я радуюсь и кидаю ей мяч. Много людей, обучая собаку команде “сидеть”, вкладывают в него негативное значение.
Пьер начинает обучать с посадки через рывок ошейником и после посадки поощрает словами и поглаживанием. Так он делает несколько раз. Далее он берет мяч, заводит собаку на игру и дает команду “сидеть”. Собака получает мяч. Так несколько раз. Далее он берет собаку на поводок рядом. Команда “сидеть”, собака садится и получает мяч. Далее он в хождении рядом дает собаке команду “сидеть”, а сам не дает одергиванием поводка сесть. И когда ей позволяется сесть, он радуется и получает мяч.

Когда он учит собаку стоять, он ставит собаку и повторяет “стоять, стоять, стоять” и толкает её назад, если собака сильная. Нормальную собаку и толкать не надо. “Стоять” для собаки это негатив. Это не позитив. Тоже самое с “лежать”. Первый раз он собаку укладывает с лакомством. Так 5-6 раз. Далее он надевает на собаку ошейник или цепочку, которая не может соскочить с шеи и в хождении рядом он держит собаку за поводок и дает команду “лежать”. В это время несколько раз ударяет собаку по голове, не давая ей лечь. Когда он отпускает поводок, собака падает. Также на бегу он дает команду “лежать” и поднимает собаку на поводке. Когда он отпускает поводок, собака падает. И на соревновании он на бегу приподнимает руки и собака падает. Значит “лежать” - это негатив, а “сидеть” - это позитив. На команде “сидеть” собака должна сидеть с поднятыми ушами, следя за дрессировщиком, а не оглядываться по сторонам с опущенными ушами.

Почему “лежать” и “стоять” должны быть негативными? После этой команды будет подзыв. Собака с огромным удовольствием прибежит к дрессировщику по команде. И она это сделает быстро. Далее он снова пройдет около 30 м и даст команду”стоять”. Собака напряженно остановится. После этого ее освобождает. Она счастливо начинает бегать. И Пьер не награждает собаку мячом, а начинает с ним играть, бороться, разрешает лаять, напрыгивать на него. Только не придите потом домой и со своей красивой 7-ми месячной сукой не начинайте так жестко заниматься, как я объяснил. Это все нужно через чувство делать. Может достаточно мягким тоном сказать “лежать” и слегка задержать поводок и отпустить его. Надо хорошо чувствовать возраст собаки, ее энергию и т.д.

Вопрос: Использует ли Пьер разную интонацию при даче разных команд?

Пьер ответил, что нет. Он перед началом упражнения с посадкой тихо говорит “Сидеть!” и собака знает что будет дальше. Для Пьера тренировка собаки для жизни. Он не делает это специально для ИПО.

Пьер считает, что собака должна слушаться всегда и везде и при этом он 82 раза участвовал с собакой в соревнованиях по ИПО.

Вопрос: В Швеции запрещено использование строгих и электрических ошейников. Как вы работаете с собаками в послушании на защите?
Ответ: За использование электроошейника в Швеции дают 2 года тюрьмы. В отношении парфорса есть решение Кеннеллиита. При использовании парфорса исключают из членов Кеннеллиита навсегда. Но это уже не государственный закон. Это закон их организации.

Вопрос: Как же можно держать под контролем сильных, жестких кобелей с очень сильными инстинктами и энергией?
Ответ: Я научу, как это можно делать. Очевидно вам надо еще много учиться.
В тоже самое время если вы хотите использовать парфорс в вашей стране и это не запрещено, я ничего не имею против. Но если вы на нашей тренировке захотите использовать электроошейник, я заберу у вас собаку, потому, что спортивная собака не требует использования электроошейника. Если вы работаете с собакой в армии и нужно отучить собаку в лесу гонять зверей или в спасательной службе укусить человека, то пожалуйста. Я не против. Работа с электроошейником - это цирк. Если хотите сделать какой-нибудь трюк, то можно использовать эл.ошейник. Пьер перестал использовать электроошейник раньше, чем его запретили законом. Электороошейник решает проблему минуты. Пока он на шее, собака подчиняется. Прошу вас, мои друзья, не используйте эл.ошейники. Вы должны читать собаку. Если у молодой леди крупный кобель, то читайте его, научите его всему, чтобы собаке все стало понятно. Самая большая проблема, когда начинают использовать электоошейник в защите. Предположим, что вы обучаете собаку приемам защиты, развиваете в ней все присущие для защиты качества, и вдруг наступает время обучать ее приемам послушания в защите.

В конце лекции о послушании в первый день Пьер сказал, что видел, как маленькая женщина управляла слоном. Так представьте себе, если у вас сильная собака, что ты работаешь со слоном. Использование парфорса сразу портит отношения между проводником и собакой.

Вопрос: У меня проблемы с концентрацией на послушании. У собаки слишком сильный инстинкт, который мешает сконцентрироваться.

Ответ: Часто у дрессировщиков есть проблемы с позиции управления (по-русски наверное это скорее с позиции авторитета). И именно это влияет на работу во всех 3 разделах. Если ко мне приходит человек с проблемой в хождении рядом, я спрашиваю как он обучал собаку - через позитивное воздействие, принуждением или и тем и другим вместе. Очень важно научиться читать и понимать, как собака думает. Собака никогда ничего не делает просто для радости. Все ее действия всегда имеют какую-то подготовку к следующим действиям. Собака никогда не играет для удовольствия. Она готовится или учится к будущим дракам. Она всегда думает, что хорошо для меня и что плохо для меня. Я так выживу или я так не выживу. Если вам попалась очень темпераментная, жесткая собака, надо хорошо подумать, как ее учить послушанию. Есть и другой тип собак - мягкий, без инстинктов, более чувствительные к своему хендлеру. И мы должны подумать, как ею управлять

Если у вас сильная темпераментная собака, то вам лучше ею управлять с позиции авторитета. Такую жесткую собаку надо обучать так, что вы ей объясняете, что надо смотреть на меня потому, что я босс, а не потому, что у меня есть мячик. Для этого он с такой собакой приходит на площадку. Собака на поводке смотрит по сторонам. Дрессировщик резко дергает за поводок. Собака от неожиданности оглядывается на дрессировщика и получает поощрение. И так несколько раз, пока собака не понимает, что хорошо тогда, когда она начинает следить за дрессировщиком.

Каждый раз, когда собака смотрит на проводника, проводник очень радуется и приглашает поиграть с собой, напрыгивая на хозяина от радости. Собака начинает заглядывать в глаза потому, что именно в глазах имеется максимально информации о настроении хозяина. Через 200 метров такого продвижения Пьер берет поводок короче и делает упражнение наказания собаки рывком поводка через правый поворот каждый раз, когда она отвлечется. И когда собака начинает заглядывать в глаза, он начинает с ней играть. С мягкими собаками все тоже самое, только рывки намного слабее и больше поощрения. Пьер начинает работать с собаками довольно поздно, но какие-то упражнения он уже начинает обучать уже с 2-х месяцев. Движение на поводке и посадка с поощрением в виде оглаживания и поощрения голосом.

Если вы выбираете более жесткий метод обучения, вы должны знать, что это подходит больше для темпераментных, более жестких собак с хорошими инстинктами. Если начинаете обучать собаку, поощряя мячом, собака учится следить не за проводником, а за мячом. Я не хочу сказать, что обучением мячом неправильное. Есть разные варианты. Я вам покажу разные варианты и вы сами можете выбрать себе подходящий.

Если вы возьмете 7, 8-ми месячную молодую темпераментную собаку и играете с ней мячом, то, естественно, собаке здорово быть с вами. Если вы мячик спрячете, то собака начинает интересоваться сукой с течкой, бегущим человеком. Надо задуматься. И у мягкой собаки, а тем более жесткой должен быть вожак. Если вы держите собаку в квартире, собака лежит на диване и у телевизора ест рядом с вами. Залезет к вам на колени, вы ее приласкаете потому, что очень любите свою собаку. Идете на улицу и начинаете ее дергать поводком. Вы должны подумать , какой стресс вы создаете своей собаке. Конечно это не значит, что домашнюю собаку нужно посадить в вольер , но в то же самое время, когда вы начинаете свою собаку дергать, она думает, насколько лучше дома лежать на диване.

Планируйте заранее, чем вы будете заниматься в этот день. Если ваша собака ест с вами в одной кухне, а вам вечером надо идти на площадку, надо распланировать этот день. Перед тренировкой все равно чего - следа, послушания, защиты, вы должны оставить собаку в одиночестве. После тренировки нельзя идти с собакой в лес и кидать ей там палочки. Собака подумает “Тренировка была противная, а вот игра с палочками очень веселая”. Это кажется мало значительным, но может привести к фиаско.

Вопрос: Как вы воздействуете на собаку поводком или голосом или и тем и другим?
Ответ: Воздействие голосом - это конечно очень хорошо, но вы 10 раз в день зовете собаку по кличке, втечение дня вы много чего собаке наговорите, то естественно воздействие голосом является более слабым воздействием.

Если я сам тренирую собаку, я голос не использую. Обычно когда я гуляю с собакой, отпускаю собаку с поводка там, где нет машин, людей, собак. Собака бежит впереди меня. Особенно это касается прогулки со щенком. Как только я вижу, что она не сохраняет со мной контакт, далеко забегая вперед, я сразу меняю направление и иду в другую сторону. Собака догоняет меня и я очень радуюсь, что щенок ко мне подошел, далее продолжаю движение и щенок опять обгоняет и забегает вперед, я опять разворачиваюсь и меняю направление. Так щенок учится следить за мной и узнает, что я босс. Обычно люди идут гулять в лес и следят, где бегает их собака. Моя собака очень быстро учится следить за мной, где я нахожусь. В волчьей стае все волки двигаются в одном направлении, не отдаляясь друг от друга, неважно охотятся они или идут на новую территорию.

Вопрос: Я заводчик и у меня все собаки привыкли жить вместе. Не становится ли их характер более мягким?
Ответ: Да, что-то в этом есть. Но они становятся более мягкими не потому, что живут все вместе, а потому, что они не привыкают жить в разных ситуациях. Когда щенок переезжает жить в доме, у него возникает проблема социализации. Чем дольше они живут в группе, тем больше они становятся похожими друг на друга.

Вопрос: Как воспитывать собаку со слишком большой энергией и очень сильными инстинктами?
Ответ: Ни один щенок не рождается, чтобы переносить стрессы. Мы сами создаем им стрессы. Как будет выглядеть собака, которая с лаем и визгом приходит на след. Возьмем за пример волка. Если он во время охоты будет шуметь, все животные разбегутся. Если они шумят перед следом - это значит, что мы уже совершили ошибку в тренировке.

Когда я иду на тренировку, я не думаю, что я сделаю 10 тренировок упражнения “лежать”. Проблема не в том, чтобы научить собаку работать на следу, быстро ложиться из бега, нужно прочитать и понять, что этот момент наступил. Задача не в отработке отдельных элементов, а в том, чтобы все это вместе работало стабильно. Дрессировщики и думают, и читают, и концентрируются и все равно создают проблему больше, чем она есть.

Вы думаете, что обучение аппортировке сложное. Подумайте, что дрессировка дельфина или слона - это сложно. Если вы надеваете электроошейник и обучаете собаку обучать аппортировку электричеством, то вы получите проблемы. Лучше возьмите на кухне в спокойной обстановке ложку или какую-нибудь другую вещь и каждое утро или вечер положите ее собаке в рот. Пусть она хоть немного задержит ее во рту и сразу получит что-нибудь вкусное. Далее довести ло 5 - 10 секунд спокойного держания предмета хоть до часа. Этот способ без сильного напряжения и спокойный. Через несколько дней тренировок уже можно спросить “Готов ли ты сам взять этот предмет в рот?” Собака учится самостоятельно брать этот предмет в рот уже вблизи от дрессировщика прямо из рук, подольше его держать и далее уже можно попробовать ее учить садиться с предметлм во рту. Вы видели как быстро у меня собака берет предмет на соревнованиях, а на самом деле это начинается с обучения держания ложки или ручки во рту. Дальше я кладу этот предмет в любом месте и прошу принести его мне и тогда собака получает лакомство. Далее можно этот предмет прятать и, когда собака его находит и приносит, получает лакомство. Когда собака научится это делать с предметами, я начинаю обучать ее делать тоже самое с аппортировочным предметом.Далее я обучаю собаку быстро подносить этот предмет мне в руки. Я использую туалетную комнату или маленькое помещение. Стоя в дверях туалетной комнаты, я бросаю в нее тенисный мячик. Как долго собака будет находиться в темном маленьком помещении? Она быстро возвращается к двери. Так я делаю 20-30 раз в неделю. Собака приносит мяч мне в руки, получает лакомство и я снова кидаю в туалетную комнату мяч и она снова мне быстро его приносит. Для этого я использую и подвальное помещение со спуском по ступеням вниз…..

Вопрос: У меня есть проблемы с высылкой вперед. На соревнованиях собака всегда бежит не в ту сторону, куда он показывает, вернее наискось.

Пьер сказал, что прежде всего использует мяч, подвешенный на подставке. Сначала он посылает с очень маленького расстояния. Затем подвешивает мяч и уводит собаку на большее расстояние. Расстояние до мяча увеличивается постепенно по метру. Увод от мяча по команде “рядом” всегда для собаки сильное принуждение. Расстояние до мяча доходит уже до 50 метров. Оттуда он дает команду “рядом”, проходит около 10 метров в сторону мяча и останавливается и затем посылает вперед. Но упражнение посыла вперед он всегда делает после аппортировки. Аппортировку он выполняет всегда по схеме, по которой он подходит к подставке с аппортировочными предметами, берет предмет, выполняет упражнение, относит аппортировоный предмет на подставку, и затем выполняет упражнение “вперед”.

0

2

Вопрос: Что делать, если при высылке вперед собака опережает команду?
Пьер сказал, что поэтому он и уводит от мяча командой “рядом”, что устанавливает позиции, ну и если собака будет опережать, то можно проконтролировать правой ногой, чтобы собака не опережала.

Вопрос: Правильно ли мы вчера поняли, что нельзя использовать мяч или другие игрушки при дрессировке собак, а только язык тела?
Пьер ответил, что особенно в самом начале можно использовать разные подручные средства. Он не отрицает использование мячей и пр., но самое главное, что собака должна работать для хозяина. Вчерашний урок показал, что многие не умеют без мяча поощрять собаку. Когда он начинает обучать собаку каким-то первоначальным упражнениям - сидеть, лежать, стоять, он это делает собаке понятным без мотивационных предметов. Он это учит делать для себя, т.е. для дрессировщика. А вот когда обучает подзыву, то он использует мотивационный предмет. Главное, чтобы собака работала для него самого. Если собака обучена с помощью мотивационного предмета, то на соревновании она уже через 5 минут понимает, что предмета не будет. Особенно для профессиональных дрессировщиков очень важно начальное обучение без мотивационных предметов, а только используя язык лица, рук, тела. Можно использовать мяч позже, но не в начале обучения. Нельзя постоянно использовать мяч. Если ваша жена каждое утро будет вам на завтрак подавать большой торт, то вы в начале обрадуетесь, но потом он вам надоест.

То, что он вчера видел, то даже команду лежать все делали с мячом. 4 - 5 летние собаки, которые привыкли работать за мяч, часто приходят к нему на тренировки и спрашивает, что делать. Схема работы на послушании довольно длительная , и собака к концу без мотивации теряет свою энергию. Пьер сразу советует отложить мяч в сторону и учить собаку работать на себя. Но к вам приезжают разные специалисты, обучают вас разным методам. Не принимайте все безоговорочно. Хорошо подумайте, что вам больше подходит. Но его мысль в том, что обучать надо без мотивационных предметов, а потом на схеме поднимать с их помощью энергию. Иначе вы не получите на чемпионате мира выше 97 очков.

Пьер рассказал, что на соревнованиях, чтобы собака не почувствовала, что проводник ослабляет контроль и не может на нее воздействовать, он между упражнениями оглаживает голову собаки и незаметно для судьи сильно зажимает ухо в кулак, затем дальше оглаживает. Это в основном когда собака слишком закипает. Ни один судья за это не накажет. Шведские судьи уже знают все штучки воздействия на собаку, ритуалы записывают себе в оценочный лист, но не могут сделать замечание за то, что дрессировщик меняет дыхание или меняет взгляд на собаку. По большому счету за исполнение такого ритуала, как касание кепки, судья уже может снять очки.

Вопрос: Пока один дрессировщик укладывает собаку на выдержку, а второй стоит на старте в ожидании пока первый отходит от собаки, может ли он подготовить собаку к старту?
Ответ: Много людей совершают такую ошибку, как после того, как судья распределил, кто пойдет на выдержку, другой на старт, быстро двигаются на выполнение упражнений. Пока дрессировщик на старте ждет начала работы, его собака смотрит по сторонам. Иногда это берет 3 минуты. Пьер обычно укладывает собаку в стороне и немного отходит от нее и подходит к собаке только тогда, когда первый дрессировщик уже на пути к укрытию, чтобы подойти к старту тогда, когда тот ушел в укрытие. Конечно нельзя перед стартом играть, прыгать или активно привлекать собаку. И нельзя стоять на старте и ожидать долго своей очереди.

Защита

Пьер начал лекцию о защите с того, что эта часть ИПО, вокруг которой больше всего суждений и разговоров. Многие считают, что эта часть является основным показателем для отбора производителей. Он считает, что достаточно много собак, которые способны кусаться, но вот он видит больше трудностей в послушании, где нужно, чтобы собака работала четко и быстро. Если у собаки нет инстинктов, нет желания бороться, нет желания поиска, нет желания охранять и задержать, значит, у нас немецкая овчарка, у которой большие проблемы.
Сегодня мы немного поговорим о теории, посмотрим видеофильм, поговорим с проводниками и фигурантами. Мы выйдем. Вы сами проведете занятия, как вы обычно занимаетесь. Потом мы немного об этом поговорим и я попробую что-нибудь исправить. Я больше буду уделять внимания фигурантам.
У собаки прежде всего должны быть сбалансированы инстинкты. Не слишком много, не слишком мало. Очень важно состояние нервной системы, уровень уверенности в себе. Одно дело внутреннее состояние уверенности, данное от рождения, другое, в результате обучения. Агрессивности тоже должно быть умеренно, не слишком много и не слишком мало. И работа на базе агрессии должна быть во всех 3-х ступенях. Можно конечно работать только на базе добычи. Но в добычной работе много проблем в послушании, облаивании, отпускании рукава. Если немного добавить агрессии, то собака становится более внимательная, держится от фигуранта на каком-то расстоянии.

Пьер сказал, что очень легко объяснить как оценивается защита, если разделить защитную часть на 5 фаз. В разных фазах можно наблюдать как собака реагирует на протяжение выполнения всего упражнения, например в первой фазе она реагирует медленно, дальше быстрее и быть может в следующем укрытии она реагирует быстрее. Пьер сказал, что эта система работает уже 2 года. Новые правила в защите. Он обратился к фигуранту. Как нужно действовать при приеме собаки? (Он показал это движением. Попробую объяснить словами). Вы привыкли принимать собаку, подняв руку перед хваткой несколько вверх и далее с ней работаете, а надо стоя спокойно принять собаку, а потом работать с ней в движении. Если во время обучения вы обучили собаку, что перед хваткой рукав поднимается вверх, то собаке трудно в соревновательных условиях, когда рукав не поднимается. И если вы приучили собаку работать на небольшом расстоянии от фигуранта, то на соревнованиях на большом расстоянии у собаки нет возможности нормально отработать. Собаки, которые в укрытии облаивают вплотную приблизившись к фигуранту, не имеют возможности фигуранта через рукав ухватить, не имеют возможности выполнить начальную фазу.

Пьер говорит, что знание теории очень важно,т.к. нужно осознавать, как проходит процесс обучения собаки. Он объясняет Шведскому Союзу Немецких Овчарок, что это не он судит строго, а собаки работают плохо, по-старому. Очень легко судить по этой системе.
Собака в открытой фазе отработала быстро,производит хорошую хватку. В фазе давления что происходит с собакой? На собаку оказывается давление. Фигурант начинает собаке угрожать, стеком и корпусом. Многие собаки неправильно обучены и после хорошо произведенной хватки при оказании давления ее ослабляют. Это может происходить и на генетическом уровне. Если это произойдет один раз, то это ничего, а если это происходит постоянно, то это уже избежание.

Пять фаз защиты:
1. Облаивание
2. Хватка
3. Открытие
4. Отпуск рукава
5. Конвоирование
В открытой фазе собака угрожает и атакует фигуранта. Когда собака приближается к фигуранту и производит хорошую, глубокую хватку посередине рукава или ближе к краям, что происходит? Наступает еще фаза давления во время которой фигурант движется на собаку при этом не обязательно ударяет стеком. В этот момент выявляется много собак с плохой хваткой из-за недостатка обучения или плохой генетики. Такие собаки съезжают с рукава.Ничего, если это случается один раз, но это может происходить и все время. Если это происходит, то вы теряете 80% очков. Далее мы переходим к переходной фазе - фаза перехода к отпуску рукава. Происходит тоже самое, когда собака держит рукав и фигурант наступает на собаку, угрожая стеком, затем останавливается. Что происходит потом? Собака знает, что должна отпустить рукав, пытается трясти головой или же отдает чисто. И конечно в этот момент, как судья, Пьер толлерантен. Он говорит, что он хорошо чувствует этот момент и старается не замечать, отпустила ли собака рука немедленно или спустя несколько секунд. Конечно великолепно, если собака отпускает рукав непосредственно сразу при каждом подходе.
Сейчас вы представляете, что если у вас проблемы и с облаиванием, и с хваткой, и с переходным периодом, то у вас будут проблемы и со следующей фазой - фазой отпуска.

Хочу спросить вас. Если вы получите 85 очков, вы очень разочарованы? Я - да. Хорошо означает, что вы провели хорошую тренировочную работу. А в “отлично” есть очень маленький запас для совсем маленьких ошибок, 99, 98, 97, 96 - это все “отлично”. 95 уже оч.хор. Т.е. если собака ошибается даже немного в разных фазах, вы теряете очки и у вас уже нет запаса. Но когда я сужу небольшие местные соревнования, я всегда говорю, что собака супер и несмотря на потерянные очки я всегда дам больше баллов. Все зависит от ранга соревнований. Но если вы на ЧМ, где выбирают лучших из лучших, очень легко судить, основываясь на 5 фазах - видно как собака выполнила все 5 фаз и получает соответствующие оценки. Я гарантирую вам, что нормальные люди здесь не имеют шансов на ЧМ. Это должно быть вам понятно с самого начала. Это можно сравнить с определением лучшего гонщика в Формуле. Если мы говорим о получении систематических и стабильных отличных результатов - то мы говорим о профессионалах. Этот человек не заботится о семье, бизнесе, а только занимается с собаками.

Большая разница в значении результата, полученного на местных соревнованиях и ЧМ. Вы должны принять и согласиться с этим. Если профессионал получает 86 очков и вы, любитель 81 - 5 очков разница, но это огромная разница. И конечно при оценивании судья должен замечать и мои ошибки и любителя, но ошибки любителя не будут такими же серьезными, как мои.
4 фаза - отпуск рукава. Когда собака отпускает рукав в стадии Out, судья хочет видеть начальную стадию выполнения как она будет это делать, сколько будет размышлять, что произойдет, когда подойдет хендлер. И если собака перед облаиванием отскакивает от фигуранта или начинает оглядываться на проводника - это очень далеко от “отлично” и даже “очень хорошо”. Только “хорошо”. Это объясняется и неправильной тренировкой. Если вы хотите иметь спокойную молчаливую охрану, которая очень эффективна и в это время собака оглядывается на хендлера 1-2 раза, то вы проваливаете это упражнение. А если же при подготовке к повторной атаке собака максимально сконцентрирована на фигуранте, то это близко к “отлично”. Если же после подхода хендлера собака старается схватить фигуранта или же меняет свое положение - это тоже штрафные очки. Разница в оценке собаки, оглянувшейся на проводника и сохранившей концентрацию 1,5 очка. Это немного. И это неправильно. Запомните это. Если вы не работаете с собакой 30-40 часов в неделю, ее ошибки уже не так значительны. Это может мотивировать фигуранта заявить хендлеру - вы должны быть удовлетворены своим результатом т.к. это генетика вашей собаки и вы должны быть довольны достигнутым результатом. Я больше не могу для вас ничего сделать. И вы должны еще раз понять и оценить, какой у вас фигурант и с каким материалом вы работаете (имеет ввиду собаку).

Вопрос: Говорилось много о хороших хватках и отпуске. Что он думает, когда после побега во время хватки собака должна бороться с фигурантом, а не танцевать и прыгать вместе с ним как бабочка.

Ответ: Вы должны понимать разницу между хорошей, борящейся собакой и собакой просто способной к плотной хватке. Это фаза перехода (transition) к фазе давления (pressing). Этот момент как граница между этими фазами, но и конечно связан с типом и генетикой собаки. Но по поведению собаки в этот момент нельзя заключить, что это собака такая, а та другая. Если фигурант высокого роста и крепкого сложения и после того, как собака схватила рукав, она ничего не сможет сделать. Он все равно будет двигаться. Но на ЧМ был и фигурант 1 м 50 см ростом и 48 кг веса, но он был очень хорош и дал раскрыться многим собакам. Но нельзя оценивать при судействе отдельные детали. Оценивается в целом характер собаки. Также это зависит от того, когда собака получит первый удар стеком. Я вам обещаю, что если нанести удар стеком до хватки - собака остановится, но если она получит удар после хватки, то это не является поводом для борьбы. Хорошая собака будет бороться, если она получает удары стеком вовремя, именно в момент хватки, а если после, то фигурант ленивый. Должно быть сотрудничество и взаимопонимание собаки и фигуранта. Например, если фигурант принял собаку на рукав и спокойно бежит трусцой, то для собаки нет причины стараться его остановить. Но, если, приняв собаку, фигурант будет двигаться, смотреть собаке в глаза и угрожать, то это будет стимулировать собаку к борьбе. Поймите, что ПОВЕДЕНИЕ СОБАКИ ЗАВИСИТ ОТ ПОВЕДЕНИЯ ФИГУРАНТА.

Вопрос: Как сделать борьбу более интенсивной?
Ответ: Собака всегда знает правда это или неправда. Я покажу вам фильм, где собака получила 96 очков, но при тренировке ее трудно было удержать на рукаве, т.к. она боролась только за рукав. На соревновании ее борьба очень впечатлила, но ее интересовал только рукав. Вы должны видеть разницу, какой вид борьбы вас интересует.

Вопрос: Как избавиться от того, что собака трясет головой после того, как схватила рукав?
Ответ:А почему собака трясет головой? Потому, что хочет убить свою добычу. У некоторых собак это более выражено. Но если собака трясет головой, то хватка ослабляется и собака пытается пожевать, чтобы проверить убита ли добыча.

Вопрос:Имеет ли значение цвет укрытий? Нужно ли их менять?
Ответ: Конечно надо. Особенно на стадионах, где много рекламы разного цвета, а преобладает красный. Это создает трудности для собак. Но на 90% используют зеленый цвет.

Вопрос: Многие люди не принимают участие в соревнованиях из-за того, что боятся проиграть.
Ответ: Я никогда не принимаю участие в соревнованиях, если моя собака не знает всей программы. Вы должны быть уверены в своей собаке. В 6-7 лет они очень стабильны и готовы соревноваться. Но соревнования портят собаку и несут в себе слишком много информации, которую собака узнает слишком быстро и часто негативной. Собаки нервничают.

Вопрос: При побеге за фигурантом - должен ли фигурант держать рукав неподвижно или не должен двигать им ,или двигать во время побега, а потом зафиксировать неподвижно непосредственно перед хваткой.
Ответ: Вы можете использовать все варианты. Важно, чтобы в момент хватки рука фигуранта должна быть неподвижно зафиксирована. Если бы мы использовали все время движущийся рукав, то пришлось бы изменить форму рукава на круглую по всей длине, а мы используем рукава слегка сплюснутые на 1/2 длины и это значит, что именно это и есть место для корректной хватки. Если собака хватает другие части рукава, судья снижает оценку.

Вопрос: При игре с ротвейлером со скруткой собака рычит. Допустимо ли это, является ли проблемой.
Ответ: Это зависит от того, кому вы адресуете свой вопрос. Я закончил свою работу с ротвейлером. Последний ротвейлер, с которым я работал, был полностью доминантной собакой и почти все свои действия сопровождал рыком. Но, если у вас слабая собака, неуверенная, она тоже будет рычать из-за того, что нервничает. Судите по тону рычания собаки во время хватки - если голос глухой с угрозой и взгляд зафиксирован - это одно дело, а если переходит в визг - другое. Вы сами легко это поймете.

На доске схема работы с фигурантом и укрытием. Делается упор на то, что собака не должна атаковать фигуранта сзади. При этом она неизбежно берет рукав неправильно и съезжает с рукава. Собака должна получать рукав только спереди и с правильным углом наклона.

Вопрос: Облаивание. Подчеркивалось, что при облаивании собака должна сохранять определенную дистанцию до фигуранта. Как производить обучение молодых собак и более взрослых?
Ответ: Взрослую собаку, необученную сохранять дистанцию, очень трудно этому обучить. Практически это невозможно, даже если вы хороший дрессировщик и у вас хороший фигурант. Один из конкурентов Пьера из Швеции, сам очень опытный фигурант, имел подобную проблему со своей личной собакой. Он использовал все методы, но пришел к выводу, что это невозможно исправить. Эта проблема скрыта внутри, а не с наружи. Для того, чтобы решить такую проблему со своей старой собакой, мне пришлось перевести его на молчаливую охрану, что сохранило дистанцию и приносило несколько очков всегда. А то, как я добиваюсь сохранения дистанции у молодых собак, я покажу на практике. Это своего рода комбинация. Сначала на нескольких тренировках собаке дают захватить рукав, и после нескольких тренировок молодую 1,5-1 летнюю собаку приучают получать рукав с той дистанции, которая считается нужной. При этом используется обычный ошейник, допустим парфорс, и хлыст, если собака приближается слишком быстро и сокращает заданную дистанцию. Требуется длинный поводок и помощь помощника, который одергивает собаку, если она сокращает дистанцию. Поощрение - рукав. Это как соревнование между собакой и фигурантом. Должно быть взаимоуважение. Если собака поступила правильно, то доминирует она, если неверно – фигурант.
Я не хочу это легкое упражнение по защите делать слишком заумным. Я хочу его сделать очень легким. Я боюсь сделать это упражнение трудным. Вы должны быть способны всегда поставить себя на место фигуранта. Между вами должно быть взаимопонимание. Только в этом случае работа будет успешной. Конечно работа фигуранта важна, но вы можете использовать в качестве помощников и молодых дрессировщиков. Но только не надо начинать с этими людьми разговоры о смене инстинктов, агрессивном поведении… Главное, чтобы они были заинтересованы в развитии и совершенствовании, что требует время.
К аудитории: вы забыли сказать, что у вас проблемы со знаниями. Когда я попросил назвать 5 фаз защиты почти никто не смог ответить. Но вы должны знать составляющие защиты. Вы сидите здесь, тратите свое время, хотя не знаете правил. Как я могу объяснить дрессировщикам, как надо злить собаку, как она должна кусаться, облаивать и т.д. Невозможно! Невозможно испечь пирог, если вы не знаете, какие ингредиенты надо использовать! Конечно вы наугад можете взять какие-либо ингредиенты. Но нечего здесь тратить время! Конечно кто-то имеет навыки, и мы видели выполнение упражнений по послушанию и следу, но только несколько человек в этом зале готовы к серьезной беседе и дискуссии. Но у многих из вас, присутствующих здесь, есть и щенки и молодые неуверенные собаки и, посетив семинар, вы должны осознать целесообразность занятия защитой работой с такими собаками. Ведь чтобы управлять автомашиной, надо знать основные правила - где газ, где тормоз, каковы дорожные знаки. Это основа.

И для того, чтобы работать с собакой, вы должны знать основы. Основы - это правила, по которым вы работатете с собакой.
Пьер вручил в подарок “Правила судейства”
Прочитайте!

Вопрос: Как вы обучаете собаку команде “Дай!”?
Ответ: Очень легко. Самая главная проблема в том, что собака должна понять, что это вовсе не стыдно отдать рукав и начать облаивание. Это удовольствие - продолжать облаивание. Конечно если вы научите собаку, что отпуск рукава вовсе не удовольствие, то она не будет отпускать рукав, а будет его держать. Я знаю, что почти на каждой тренировке вы приучаете собаку держать рукав, поддерживая снизу за челюсть с посадкой слева. Это нормально. Но если собака не приучена с удовольствием отпускать, то и не отпустит.
Вот ваша молодая собака 1,5 - 1 года сидит рядом с вами слева, вы проводник, а я фигурант. У собаки в зубах рукав. Подается команда “Дай”. Собака начинает трясти головой или просто пытается крепче схватить рукав. Тогда фигурант заходит сзади, обойдя собаку слева, и говорит проводнику “А теперь прижмите собаку плотно к ноге, т.к. я собираюсь ущипнуть собаку”, что он и делает немедленно после команды и может ни один раз. Собака отдает рукав и радуется, что может избежать неприятности (даже молодые мягкие суки). После этого следует бурная похвала проводника. После этого собака старается приблизиться к фигуранту и между ними устанавливается очень близкий контакт. Собака старается схватить рукав, тогда как фигурант отступает назад, собака следует за ним.

После этого следует атака фигуранта и собака хватает рукав. Хватка может быть несколько нервной, жующей. Это нормально. Надо дать собаке успокоиться и, когда она закрепится на рукаве, надо похвалить собаку и на этом закончить тренировку. Но можно и повторить упражнение следующим образом. Собака сидит слева от проводника и держит рукав. Фигурант направляется к собаке слева и, когда он поравняется с собакой, проводник дает команду “Дай” и сам ущипнет собаку.Имея уже опыт, собака с удовольствием отпускает рукав и награждается возможностью снова произвести хватку. Это упражнение является основополагающим, т.к.собака не делает ошибок в защите.
Развивающее упражнение. Собака схватила рукав, и мы попытаемся дать команду “Дай” твердым голосом, воздействуя на собаку щипком. Собака отдает рукав, после чего ее немедленно переключают опять на рукав, она преследует фигуранта и производит хватку. Это упражнение не должно быть наказанием. Собака сама тренирует фигуранта. Если же при отработке этого упражнения вы используете длинный поводок и помощника, который дергает поводок после команды “Дай”, то наверняка вы сами создаете конфликт. У собаки будет негативное отношение к этой команде и собака с нервозностью будет ожидать рывка. Тоже самое, если вы используете электрические вспомогательные средства. В этом случае у собаки вырабатывается стереотип: отпуск рукава - это наказание и в результате собака хочет отдать рукав слишком рано. Я понимаю, что у многих проблемы с отпуском рукава, но они использовали неправильные методы дрессировки - длинный поводок, рывки, эл.ошейник. Часто проблему с выполнением этой команды имеют служебные собаки и в Германии, и в Бельгии, и в Швеции, которые работают в армии и полиции и т.д. Чем тверже ваша собака, чем старше, чем опытнее, чем сильнее, тем больше проблем с отпуском рукава. А чем мягче - тем меньше. Не надо с мягкой молодой сукой ожидать подобные проблемы. Я тоже самое говорил 2 года назад.

Вопрос Пьера фигуранту: Как Вы обучали свою собаку?
Ответ: Мы обучаем команде “Дай” по тем же принципам, но воздействие на собаку оказывается со стороны проводника, а не фигуранта.
Пьер: Я уверен, что лучше, если собака реагирует на фигуранта.
Вопрос: Собака реагирует на приближение фигуранта.
Ответ: Значит вы ее так научили. Это нормально. И нормально, что ей не нравится, когда ее трогают. А если при приближении фигуранта собака сосредоточенно наблюдает за ним, то это успех. Хотите это принимайте, хотите - нет.

Вопрос: Молчаливое охрана- Ваши комментарии.
Ответ: Я никогда не начинаю обучение с молчаливой охраны. Лучше начинать с облаивания. Ранее это упражнение (облаивание) дается тяжело и собака плохо лает. Прежде, чем научиться молчать, она должна уметь лаять.

Для обучения молчаливой охране необходимо ввести новую команду “Дай”. Лучше это делать в 2 года. В домашних условиях во время игры с игрушкой, когда она тянет и пытается ее забрать, надо резко отпустить игрушку и дать новую команду “Дай”. От неожиданности собака даже сядет молча. Последует поощрение. Далее вырабатывается схема: команда “Ищи” - собака активно облаивает. Команда “Дай” - собака умолкает и молча сидит, сконцентрировавшись на фигуранте. В поощрение получает рукав. Если же обучать собаку молчаливой охране через наказание, запрещая собаке лаять, то вы просто нарушите отношения с собакой.

0

3

Dog-Admin
Вика, спасибо огромное! :cool:

0


Вы здесь » Форум любителей собак города Сумы » Дрессировка и спорт » Записки с семинаров