Алёна Сакада
Предлагаю вашему вниманию записки с семинара с Pierre Wahlström, который я посетила в августе 2007 года в Таллинне. Помимо практической части, очень подробно была освещена и теоретическую часть. Эта теория была записана на видео и затем любезно переведена с эстонского Аллой Петровой из Таллинна. Поэтому опубликую не свои заметки, а полный перевод видео.
Начался семинар с того, что Пьер сказал, что спортсмены зачастую не умеют подготовить собаку к соревновательной ситуации. В Швеции и Норвегии проходило несколько семинаров, посвященных только этой теме.
При поездке на крупные соревнования собака едет в машине пару дней, ночует в машине, перед стартом ее выпускают из машины, немного гуляют или укладывают в ожидании старта. В таком состоянии она находится иногда до 1 часа. Сталкивается с собакой, с которой ей выступать в паре. Если это сука, то у кобеля уже все внимание на нее. Приходится дать несколько команд. Подходите к судье. Вы его боитесь. Начинаете нервничать, где-то ошибаться, спотыкаться. Вот вам и не та работа, к которой вы привыкли. Каждая часть в ИПО (ФПГ) требует специальной подготовки перед стартом. Особенно в Германии, где на территории соревнований установлено множество палаток с хотдогами, жарящемся мясом. Вокруг 10000 зрителей. Поэтому необходима специальная подготовка, как Пьер это назвал, короткий ритуал. Перед следом он всегда делает 3-4 действия, направленные на то, чтобы собака уже знала, что теперь будет след.
Ритуал перед следом
Собака всегда видит, как он берет столбик для обозначения начала следа, предметы, корм и идет на глазах собаки прокладывть след. После выдержки следа он берет собаку за морду сверху и дает сначала обнюхать предмет или даже лизнуть его, затем берет кусок корма и бросает его на полметра. Собака включает нос и Пьер разрешает его съесть. На этом ритуал следа закончен.
Затем можно собаку положить хоть на несколько часов, она уже настроена на работу на след. Собака настолько фокусируется, что в Германии на обочине дороги стоит множество людей, жарятся гамбургеры, а собака направлена только на работу на следу. Очень важно, чтобы ритуальная подготовка не была стрессовой. На следу подготовка означает - подготовь свою деятельность на след. В послушании подготовка означает - будь быстрым и спокойным, в защите - слушайся, а то получишь. В защите проще. Собака даже на отдаленной стоянке слышит лай собак, удары хлыста и уже знает, что будет защита. Перед защитой так, чтобы не видел судья или люди вокруг, чтобы собака подчинялась командам, Пьер сажает её рядом, кладет на морду руку сверху и пальцем надавливает на десну секунд 15. Этим он говорит, что он босс и его надо слушать. Тоже самое он, когда чувствует, что на защите собака начинает выходить из-под контроля, при конвоировании незаметно кладет руку на морду и надавливает на десну.
Ритуалам Пьер обучает не в процессе обучения собаки, а когда уже собака все умеет делать в возрасте 2-х лет. Эти ритуалы она выучит очень быстро.
Вопрос: Когда Пьер начинает дрессировать свою собаку?
Ответ: Он начинает дрессировать собаку уже после года, но смотря что считать дрессировкой. Вся жизнь собаки рядом с хозяином - это дрессировка. Если он начинает обучать собаку следу, то он делает это в очень естественных условиях. Если касаться обучения хождению рядом, то он никогда не играет с мячом, а обучает этому, гуляя в лесу.
След
В положении в разделе след появилось изменение. После рапорта судье дрессировщик уже не имеет права укладывать или усаживать собаку, а должен сразу идти к начальной точке, где дает команду для работы по следу. В начале следа у собаки очень много информации, например столбик, обозначающий начало следа. Он сам по себе уже имеет сильный запах прокладчика следа. В начале прокладчик следа еще останавливается и оставляет более интенсивный запах. В начале надо дать собаке обнюхать флажок потому, что это тоже предмет.
Собака не обязана, но желательно, чтобы работала на провисшем поводке. Почти всегда, когда вы начинаете работать по следу, у вас появляется борьба на натянутом поводке. Появляется стресс. Вы хотите доминировать над собакой, но в тоже время хотите, чтобы она интенсивно прорабатывала след. Нужно научить собаку следить за знаками на следу……
Сначала он расставляет на следу знаки за день до работы. Корма не раскладывает. Проходит с собакой к каждому оставленному знаку и тормозит собаку для того, чтобы она с ним ознакомилась. Знаков где-то 4. Так около недели. Далее он меняет маршрут. Так она первоначально учится нюхать запах следа и замечать предметы на следу. Его собака так хорошо обучается искать эти знаки, что даже находит по запаху знаки, оставленные четыре дня назад. Это упражнение он делает с молодой собакой. Когда собака обучается уже различать, где проходит запах, только тогда он начинает оставлять лакомство на следу, чтобы премировать собаку за правильную работу…..
В начале он вообще не использует команды на следу. Он приводит собаку на начало следа и пускает работать по следу без команды самостоятельно. Очень большое значение для следовой работы имеет такое свойство как любопытство. Чтобы собака не нюхала след сразу от машины до начала следа, нужно собаке дать в рот мяч, тогда собака будет голову держать вверх.
Вопрос: Какая мотивация у собаки на следу, если на нем нет корма?
Ответ: Любопытство.
Есть еще способ обучения следу. В 5-6месяцев он обучает собаку поиску корма в вытоптанном квадрате 1мх1м. При попытке выйти из квадрата делает небольшое принуждение. На 8-9 раз из квадрата надо проложить прямой след с лакомством. Любопытство уведет собаку из квадрата на прямой след. Но он так не делает потому, что с лакомством такое свойство щенка как любопытство почти не работает. Чтобы собака хорошо работала по следу с лакомством нужно, чтобы она была голодная 2-3 дня. Тем методом, которым он работает, собака всегда работает очень интенсивно и старательно. Для развития любопытства он использует мячики….
На поверхности с низкой травой немного вкопаны в землю теннисные мячики по ходу следа. Собака, ведомая любопытством, дойдя до мячика, естественно начинает его откапывать. Это, естественно, дает собаке особенное удовольствие. Когда собака дошла до мяча и начала его откапывать, Пьер дает команду “Лежать”, чтобы она не начала с ним бегать. Он позволяет собаке лежа немного этот мяч пожевать. Затем дает команду “Дай” и забирает мяч. Далее, не давая никакой команды, он ждет момент, когда она носом начинает вынюхивать, куда этот след идет дальше, и позволяет двигаться дальше. Через 10-15 метров она находит следующий мяч. Пьер повторяет это несколько раз, до того предела, когда замечает, что его собака еще не становится сумасшедшей.Так он учит свою собаку работать на основе любопытства и развивает в ней охотничий инстинкт…..
Обученная так собака, лучше работает в 40 градусную жару и по твердому грунту. Собака обучается ходить по следу не для того, чтобы найти мячики, а потому, что собака получает от этой работы удовольствие от поощрения любопытства.
Далее о том, как сдержать этот темп движения по следу. Он кладет на след корм. Он никогда не кладет корм в каждый след или каждый второй. Первый кусок лакомства через 5-6 метров. Если он видит, что собака в поисках мяча проходит мимо лакомства 5-10 см, он возмущенным тоном говорит собаке “Что ты делаешь?”. Собака несколько прижимается и смотрит на него. Даже собаке, которая не хочет собирать лакомство на следу, он не позволяет двигаться дальше, пока она не съест этот кусок. Лакомство, естественно, должно быть вкусным для собаки. Через 2-3 м собака встречает следующий кусок. Все это время Пьер сохраняет стабильный темп, наказывая собаку за спешку, и не двигается дальше, пока собака не подберет следующий кусок. Так он обучает собаку правильному темпу.
Далее он закрепляет темп тем, что прокладывает след слаломом. В конце еда. Собака, пойдя по прямой, обязательно собьется со следа и получает наказание. Она становится более неуверенной и поэтому более внимательной. Пьер не использует ни электроошейник, ни строгий ошейник. Нужно самому собаку обучать. Строгий ошейник только вызывает стресс. Вы должны сами чувствовать, что делаете. За каждую ошибку он резко одергивает собаку и объясняет, что она сошла со следа или прошла мимо лакомства.
Далее он обучает прорабатывать углы. Угол - это нормально. Заяц тоже делает углы. Самый первый раз уже до угла за 10 метров никакого лакомства. Сам угол он протаптывает более тщательно. Собака первый раз проходит мимо угла. Чтобы знать, где точно поворачивает след, он предлагает обозначить чем-нибудь угол. Сам он это не использует, но советует начинающим. Где-то в пределе 40 см отклонения, он не дергает собаку, а тянет ее назад. Дает собаке снова потянуть вперед, снова тянет ее назад. Он ничего не говорит, ни одной команды. Собака задумывается “Что же происходит?” После трех раз собака становится неуверенной и начинает следить внимательнее. Если раскладывать корм на каждый отпечаток следа, собака объедается и ей становится скушно. Когда Пьер сам судит, ему очень нравится интенсивная внимательная работа на следу. Все собаки умеют ходить по следу. Мы должны научить собаку ходить по следу так, как нам это надо.
Вопрос: Как он прикапывает мячики на следу?
Ответ: С собой маленькая лопатка, выкапывает ямку, кладет в нее мячик и притаптывает грунт.
Вопрос: Использует ли Пьер мячи и корм одновременно?
Ответ: Нет. Он может использовать мячи и предметы, но здесь надо следить, чтобы собака не копала предметы.
Вопрос: Не станет ли собака реагировать на обозначение угла как на обозначение начала следа?
Ответ: Надо научить не реагировать. Надо менять условия прохождения следа, подручные средства.
На этом закончилась теоретическая часть семинара по следу.
Послушание
Началась теоретическая часть по послушанию с показа видеозаписи работы Пьера с собакой , с которой он выступал на ЧМ. Схема ИПО3. С его слов конечно на этой тренировке это не была отличная работа и даже далеко от совершенства. Собака молодая - только 3,5 года. С молодой собакой не достигнуть отличной работы потому, что собака развивается. Это берет время. Невозможно молодую собаку 100 процентов держать под контролем и сохранять на высоком уровне ее энергию и силу проявления инстинктов. Для всего требуется свое время. Послушание - это король в дрессировке. Труднее всего получить 100 очков в послушании. Следующее - защита и легче всего получить высший результат в следе. Именно в послушании видно лучше всего взаимоотношения между дрессировщиком и собакой и насколько хорошо дрессировщик управляет собакой. Здесь требуется одновременно очень много различных упражнений. Собака должна быстро выполнять упражнения и в тоже время находиться под контролем и подчиняться. Это очень сложно.
По сути любую собаку можно испортить. В идеале собака в бытовом послушании должна быть пассивной и в тоже время во время исполнения упражнений быть очень активной.
Пьер начинает работать с собакой после года и уже к 5-6 годам собака работает так, как это надо.
При обучении дрессировщиков собак он много уделяет внимания как поощрять собаку, как ее наказывать.
Вопрос: Почему много собак на соревнованиях вместо команды “сидеть” выполняют “стоять”?
Ответ: Большинство людей при ошибке собаки допустим на команде “сидеть” подходят к ней и ругаются. “Почему ты не сел, ты ведь должен сидеть?” Я так никогда не делаю. Если моя собака не села, я поворачиваюсь к ней и повторяю команду “сидеть” и, когда она села, я радуюсь и кидаю ей мяч. Много людей, обучая собаку команде “сидеть”, вкладывают в него негативное значение.
Пьер начинает обучать с посадки через рывок ошейником и после посадки поощрает словами и поглаживанием. Так он делает несколько раз. Далее он берет мяч, заводит собаку на игру и дает команду “сидеть”. Собака получает мяч. Так несколько раз. Далее он берет собаку на поводок рядом. Команда “сидеть”, собака садится и получает мяч. Далее он в хождении рядом дает собаке команду “сидеть”, а сам не дает одергиванием поводка сесть. И когда ей позволяется сесть, он радуется и получает мяч.
Когда он учит собаку стоять, он ставит собаку и повторяет “стоять, стоять, стоять” и толкает её назад, если собака сильная. Нормальную собаку и толкать не надо. “Стоять” для собаки это негатив. Это не позитив. Тоже самое с “лежать”. Первый раз он собаку укладывает с лакомством. Так 5-6 раз. Далее он надевает на собаку ошейник или цепочку, которая не может соскочить с шеи и в хождении рядом он держит собаку за поводок и дает команду “лежать”. В это время несколько раз ударяет собаку по голове, не давая ей лечь. Когда он отпускает поводок, собака падает. Также на бегу он дает команду “лежать” и поднимает собаку на поводке. Когда он отпускает поводок, собака падает. И на соревновании он на бегу приподнимает руки и собака падает. Значит “лежать” - это негатив, а “сидеть” - это позитив. На команде “сидеть” собака должна сидеть с поднятыми ушами, следя за дрессировщиком, а не оглядываться по сторонам с опущенными ушами.
Почему “лежать” и “стоять” должны быть негативными? После этой команды будет подзыв. Собака с огромным удовольствием прибежит к дрессировщику по команде. И она это сделает быстро. Далее он снова пройдет около 30 м и даст команду”стоять”. Собака напряженно остановится. После этого ее освобождает. Она счастливо начинает бегать. И Пьер не награждает собаку мячом, а начинает с ним играть, бороться, разрешает лаять, напрыгивать на него. Только не придите потом домой и со своей красивой 7-ми месячной сукой не начинайте так жестко заниматься, как я объяснил. Это все нужно через чувство делать. Может достаточно мягким тоном сказать “лежать” и слегка задержать поводок и отпустить его. Надо хорошо чувствовать возраст собаки, ее энергию и т.д.
Вопрос: Использует ли Пьер разную интонацию при даче разных команд?
Пьер ответил, что нет. Он перед началом упражнения с посадкой тихо говорит “Сидеть!” и собака знает что будет дальше. Для Пьера тренировка собаки для жизни. Он не делает это специально для ИПО.
Пьер считает, что собака должна слушаться всегда и везде и при этом он 82 раза участвовал с собакой в соревнованиях по ИПО.
Вопрос: В Швеции запрещено использование строгих и электрических ошейников. Как вы работаете с собаками в послушании на защите?
Ответ: За использование электроошейника в Швеции дают 2 года тюрьмы. В отношении парфорса есть решение Кеннеллиита. При использовании парфорса исключают из членов Кеннеллиита навсегда. Но это уже не государственный закон. Это закон их организации.
Вопрос: Как же можно держать под контролем сильных, жестких кобелей с очень сильными инстинктами и энергией?
Ответ: Я научу, как это можно делать. Очевидно вам надо еще много учиться.
В тоже самое время если вы хотите использовать парфорс в вашей стране и это не запрещено, я ничего не имею против. Но если вы на нашей тренировке захотите использовать электроошейник, я заберу у вас собаку, потому, что спортивная собака не требует использования электроошейника. Если вы работаете с собакой в армии и нужно отучить собаку в лесу гонять зверей или в спасательной службе укусить человека, то пожалуйста. Я не против. Работа с электроошейником - это цирк. Если хотите сделать какой-нибудь трюк, то можно использовать эл.ошейник. Пьер перестал использовать электроошейник раньше, чем его запретили законом. Электороошейник решает проблему минуты. Пока он на шее, собака подчиняется. Прошу вас, мои друзья, не используйте эл.ошейники. Вы должны читать собаку. Если у молодой леди крупный кобель, то читайте его, научите его всему, чтобы собаке все стало понятно. Самая большая проблема, когда начинают использовать электоошейник в защите. Предположим, что вы обучаете собаку приемам защиты, развиваете в ней все присущие для защиты качества, и вдруг наступает время обучать ее приемам послушания в защите.
В конце лекции о послушании в первый день Пьер сказал, что видел, как маленькая женщина управляла слоном. Так представьте себе, если у вас сильная собака, что ты работаешь со слоном. Использование парфорса сразу портит отношения между проводником и собакой.
Вопрос: У меня проблемы с концентрацией на послушании. У собаки слишком сильный инстинкт, который мешает сконцентрироваться.
Ответ: Часто у дрессировщиков есть проблемы с позиции управления (по-русски наверное это скорее с позиции авторитета). И именно это влияет на работу во всех 3 разделах. Если ко мне приходит человек с проблемой в хождении рядом, я спрашиваю как он обучал собаку - через позитивное воздействие, принуждением или и тем и другим вместе. Очень важно научиться читать и понимать, как собака думает. Собака никогда ничего не делает просто для радости. Все ее действия всегда имеют какую-то подготовку к следующим действиям. Собака никогда не играет для удовольствия. Она готовится или учится к будущим дракам. Она всегда думает, что хорошо для меня и что плохо для меня. Я так выживу или я так не выживу. Если вам попалась очень темпераментная, жесткая собака, надо хорошо подумать, как ее учить послушанию. Есть и другой тип собак - мягкий, без инстинктов, более чувствительные к своему хендлеру. И мы должны подумать, как ею управлять
Если у вас сильная темпераментная собака, то вам лучше ею управлять с позиции авторитета. Такую жесткую собаку надо обучать так, что вы ей объясняете, что надо смотреть на меня потому, что я босс, а не потому, что у меня есть мячик. Для этого он с такой собакой приходит на площадку. Собака на поводке смотрит по сторонам. Дрессировщик резко дергает за поводок. Собака от неожиданности оглядывается на дрессировщика и получает поощрение. И так несколько раз, пока собака не понимает, что хорошо тогда, когда она начинает следить за дрессировщиком.
Каждый раз, когда собака смотрит на проводника, проводник очень радуется и приглашает поиграть с собой, напрыгивая на хозяина от радости. Собака начинает заглядывать в глаза потому, что именно в глазах имеется максимально информации о настроении хозяина. Через 200 метров такого продвижения Пьер берет поводок короче и делает упражнение наказания собаки рывком поводка через правый поворот каждый раз, когда она отвлечется. И когда собака начинает заглядывать в глаза, он начинает с ней играть. С мягкими собаками все тоже самое, только рывки намного слабее и больше поощрения. Пьер начинает работать с собаками довольно поздно, но какие-то упражнения он уже начинает обучать уже с 2-х месяцев. Движение на поводке и посадка с поощрением в виде оглаживания и поощрения голосом.
Если вы выбираете более жесткий метод обучения, вы должны знать, что это подходит больше для темпераментных, более жестких собак с хорошими инстинктами. Если начинаете обучать собаку, поощряя мячом, собака учится следить не за проводником, а за мячом. Я не хочу сказать, что обучением мячом неправильное. Есть разные варианты. Я вам покажу разные варианты и вы сами можете выбрать себе подходящий.
Если вы возьмете 7, 8-ми месячную молодую темпераментную собаку и играете с ней мячом, то, естественно, собаке здорово быть с вами. Если вы мячик спрячете, то собака начинает интересоваться сукой с течкой, бегущим человеком. Надо задуматься. И у мягкой собаки, а тем более жесткой должен быть вожак. Если вы держите собаку в квартире, собака лежит на диване и у телевизора ест рядом с вами. Залезет к вам на колени, вы ее приласкаете потому, что очень любите свою собаку. Идете на улицу и начинаете ее дергать поводком. Вы должны подумать , какой стресс вы создаете своей собаке. Конечно это не значит, что домашнюю собаку нужно посадить в вольер , но в то же самое время, когда вы начинаете свою собаку дергать, она думает, насколько лучше дома лежать на диване.
Планируйте заранее, чем вы будете заниматься в этот день. Если ваша собака ест с вами в одной кухне, а вам вечером надо идти на площадку, надо распланировать этот день. Перед тренировкой все равно чего - следа, послушания, защиты, вы должны оставить собаку в одиночестве. После тренировки нельзя идти с собакой в лес и кидать ей там палочки. Собака подумает “Тренировка была противная, а вот игра с палочками очень веселая”. Это кажется мало значительным, но может привести к фиаско.
Вопрос: Как вы воздействуете на собаку поводком или голосом или и тем и другим?
Ответ: Воздействие голосом - это конечно очень хорошо, но вы 10 раз в день зовете собаку по кличке, втечение дня вы много чего собаке наговорите, то естественно воздействие голосом является более слабым воздействием.
Если я сам тренирую собаку, я голос не использую. Обычно когда я гуляю с собакой, отпускаю собаку с поводка там, где нет машин, людей, собак. Собака бежит впереди меня. Особенно это касается прогулки со щенком. Как только я вижу, что она не сохраняет со мной контакт, далеко забегая вперед, я сразу меняю направление и иду в другую сторону. Собака догоняет меня и я очень радуюсь, что щенок ко мне подошел, далее продолжаю движение и щенок опять обгоняет и забегает вперед, я опять разворачиваюсь и меняю направление. Так щенок учится следить за мной и узнает, что я босс. Обычно люди идут гулять в лес и следят, где бегает их собака. Моя собака очень быстро учится следить за мной, где я нахожусь. В волчьей стае все волки двигаются в одном направлении, не отдаляясь друг от друга, неважно охотятся они или идут на новую территорию.
Вопрос: Я заводчик и у меня все собаки привыкли жить вместе. Не становится ли их характер более мягким?
Ответ: Да, что-то в этом есть. Но они становятся более мягкими не потому, что живут все вместе, а потому, что они не привыкают жить в разных ситуациях. Когда щенок переезжает жить в доме, у него возникает проблема социализации. Чем дольше они живут в группе, тем больше они становятся похожими друг на друга.
Вопрос: Как воспитывать собаку со слишком большой энергией и очень сильными инстинктами?
Ответ: Ни один щенок не рождается, чтобы переносить стрессы. Мы сами создаем им стрессы. Как будет выглядеть собака, которая с лаем и визгом приходит на след. Возьмем за пример волка. Если он во время охоты будет шуметь, все животные разбегутся. Если они шумят перед следом - это значит, что мы уже совершили ошибку в тренировке.
Когда я иду на тренировку, я не думаю, что я сделаю 10 тренировок упражнения “лежать”. Проблема не в том, чтобы научить собаку работать на следу, быстро ложиться из бега, нужно прочитать и понять, что этот момент наступил. Задача не в отработке отдельных элементов, а в том, чтобы все это вместе работало стабильно. Дрессировщики и думают, и читают, и концентрируются и все равно создают проблему больше, чем она есть.
Вы думаете, что обучение аппортировке сложное. Подумайте, что дрессировка дельфина или слона - это сложно. Если вы надеваете электроошейник и обучаете собаку обучать аппортировку электричеством, то вы получите проблемы. Лучше возьмите на кухне в спокойной обстановке ложку или какую-нибудь другую вещь и каждое утро или вечер положите ее собаке в рот. Пусть она хоть немного задержит ее во рту и сразу получит что-нибудь вкусное. Далее довести ло 5 - 10 секунд спокойного держания предмета хоть до часа. Этот способ без сильного напряжения и спокойный. Через несколько дней тренировок уже можно спросить “Готов ли ты сам взять этот предмет в рот?” Собака учится самостоятельно брать этот предмет в рот уже вблизи от дрессировщика прямо из рук, подольше его держать и далее уже можно попробовать ее учить садиться с предметлм во рту. Вы видели как быстро у меня собака берет предмет на соревнованиях, а на самом деле это начинается с обучения держания ложки или ручки во рту. Дальше я кладу этот предмет в любом месте и прошу принести его мне и тогда собака получает лакомство. Далее можно этот предмет прятать и, когда собака его находит и приносит, получает лакомство. Когда собака научится это делать с предметами, я начинаю обучать ее делать тоже самое с аппортировочным предметом.Далее я обучаю собаку быстро подносить этот предмет мне в руки. Я использую туалетную комнату или маленькое помещение. Стоя в дверях туалетной комнаты, я бросаю в нее тенисный мячик. Как долго собака будет находиться в темном маленьком помещении? Она быстро возвращается к двери. Так я делаю 20-30 раз в неделю. Собака приносит мяч мне в руки, получает лакомство и я снова кидаю в туалетную комнату мяч и она снова мне быстро его приносит. Для этого я использую и подвальное помещение со спуском по ступеням вниз…..
Вопрос: У меня есть проблемы с высылкой вперед. На соревнованиях собака всегда бежит не в ту сторону, куда он показывает, вернее наискось.
Пьер сказал, что прежде всего использует мяч, подвешенный на подставке. Сначала он посылает с очень маленького расстояния. Затем подвешивает мяч и уводит собаку на большее расстояние. Расстояние до мяча увеличивается постепенно по метру. Увод от мяча по команде “рядом” всегда для собаки сильное принуждение. Расстояние до мяча доходит уже до 50 метров. Оттуда он дает команду “рядом”, проходит около 10 метров в сторону мяча и останавливается и затем посылает вперед. Но упражнение посыла вперед он всегда делает после аппортировки. Аппортировку он выполняет всегда по схеме, по которой он подходит к подставке с аппортировочными предметами, берет предмет, выполняет упражнение, относит аппортировоный предмет на подставку, и затем выполняет упражнение “вперед”.